Главная » Основы китайской медицины

Основы китайской медицины

С точки зрения основ китайской медицины, предпосылка к возникновению любой болезни заключается в утрате Инь-Ян (Yin-Yang) равновесия.

Она имеет две главные причины:

  1. Ослабление нормальных функций человеческого организма.
  2. Факторы или возбудители болезни, которые снаружи или изнутри воздействуют на тело и мешают нормальному течению процессов в нем.

Классические труды традиционной китайской медицины утверждают: "Иглы служат тому, чтобы регулировать Yin-Yang".

Yin-Yang означает здесь функции внутренних органов и взаимную регуляцию структур организма. Каждое патологическое состояние, согласно теории китайской медицины, является Инь-Ян нарушением: мы находим или повышенные или чересчур слабые функции, симптоматику жара или холода, соответственно.

Традиционной китайской медицине известна сила сопротивления организма, которая может защищать от факторов болезни, так называемая Zheng-Qi (Чжен Ци). Недостаточная Zheng-Qi связана с нарушением Yin-Yang баланса. Исцеление болезни зависит в первую очередь от этой защитной силы, а терапевтические воздействия врача рассматриваются в Китае как вспомогательные. В акупунктуре (иглоукалывании) ценится терапевтический принцип "Поддерживать Zheng-Qi и изгонять патологическое нарушение".

Сегодня научно доказано, что акупунктура и прижигание (моксотерапия) могут регулировать функционирование внутренних органов: благодаря лечению иглоукалыванием для пациента становится возможным собственными силами справиться с болезнью. На практике данная концепция предполагает, что врач не должен лечить "болезнь" как что-то автономное от заболевшего человека, но в первую очередь поддержать пациента в его индивидуальной борьбе с болезнью.

Локальная и целостная терапия

При большинстве заболеваний локальные симптомы являются только частью общего нарушения. Так, боли в животе могут появляться вследствие нарушения пищеварения или заболеваний урогенитальной системы, но могут возникать также и благодаря нарушениям функций кровообращения, дыхания или нервной системы. Поэтому врач, проводящий терапию иглоукалыванием, должен принципиально различать локальные и целостнообусловленные нарушения или видеть и те и другие в истинном соотношении.

При акупунктуре локальное воздействие играет определенную роль, но всегда имеет место и центральное, обусловленное наряду с прочими нейротрансмиттерами воздействие как следствие укола.

В традиционной китайской медицине эта связь между локальным и общим воздействием иглоукалывания выражается в учении о системе меридианов. Так, меридиан желудка проходит по передней части тела и связывает голову, грудную клетку и живот с нижними конечностями. Его биологически активные точки обладают как локальным эффектом, так и удаленным воздействием. Например, лицевые точки на меридиане желудка действенны при зубных болях, заболеваниях глаз, нарушениях в ротовой и носовой полостях. Точки нижних конечностей используют при болях в суставах, ревматизме, параличе.

Врач, практикующий акупунктуру, должен учитывать целостность организма и не поддаваться соблазну примитивных способов лечения и мышления (при мигренях колоть голову, а при жалобах на стопы - колоть стопы).

Лечение в соответствии с "Biao" и "Ben"

Одними из основополагающих понятий китайской медицины являются "Biao" и "Ben", которые можно перевести как причину болезни "Ben" и внешнюю симптоматику "Biao". Они служат, в частности, для того, чтобы различать главные и второстепенные черты заболевания. "Ben" и "Biao" подобны Yin и Yang, но они представляют также отношение между телом с его внутренними органами (Ben) и течением меридианов (Biao).

Одна из основ китайской традиционной медицины гласит: "Если процесс болезни обнаруживает более чем два антагонистических аспекта, врач сначала должен выделить главное противоречие". Когда форма проявления болезни является комплексной, это особенно важно. Лечение подлинной причины заболевания оценивается в китайской медицине как "Ben"-терапия. Если вначале снимают симптомы - это "Biao"-терапия. Всегда следует выяснять, нужно ли вначале лечить "Ben" или "Biao". Если болезнь легкая, можно лечить Biao и Ben одновременно. Если болезнь тяжелая, следует ограничиться лечением одного из аспектов.

Наполнение пустоты (Bu Xu) и отпускание полноты (Xie Shi)

Наполнение (или тонизирование) пустоты (Bu Xu) и отпускание или седирование полноты (Xie Shi) является также основополагающим терапевтическим принципом китайской медицины. Функции тела, душевная активность человека - это внутренние факторы, которые, как и конституция пациента, а также вид заболевания, играют решающую роль. Выбор точек меридиана, направление и глубина укола, толщина иглы, время лечебного воздействия в течения дня или года играют при тонизировании пустоты и седировании полноты роль внешних факторов. Основой, фундаментальным принципом является запуск регулятивных механизмов тела, благодаря которым Yin-Yang восстановят утраченное ими равновесие.

Причиняемые иглой слабые раздражения имеют тонизирующее или наполняющее действие, сильные - седирующее или отпускающее. Слабых пациентов, то есть находящихся в состоянии пустоты, можно лечить только слабыми раздражениями, если не желаешь причинить ущерб. Противоположным образом обстоит дело у крепких, сильных, возбужденных пациентов, то есть находящихся в состоянии полноты. Здесь следует применять сильное раздражение, чтобы вообще достучаться до и без того усиленных функций организма. Сильные раздражения действуют при этом успокаивающе, седирующе. Оба вида воздействий направлены на Yin-Yang уравнивание.

Во время лечения следует обращать внимание на восприимчивость пациента в отношении укола. Если в восприятии имеется различие между правой/левой сторонами, врач, применяющий акупунктуру, должен соблюдать различия в интенсивности при прокалывании, вращении, поступательном и возвратном движении иглы на правой и левой сторонах. На восприимчивой стороне следует применять более легкую технику укола, а на невосприимчивой стороне, напротив, воздействовать сильнее. В обоих случаях принципом действия является терапевтический метод китайской медицины наполнения пустоты (Bu Xu) и отпускания полноты (Xie Shi).

Поделиться знанием: